Модель Управляющего совета для ГБОУ с ведущим учреждением дополнительного образования (автор Ачкасова О.Г.)

Модель представлена к рассмотрению экспертам ДОгМ на краудсорсинг-проекте «Совет школы» (февраль-март 2015 г), в рейтинге моделей на предварительном рассмотрении заняла 1 место из 56 других моделей.

По результатам голосования всех участников проекта заняла 1 место по вопросу ожидаемости результата от работы модели.

1. Опишите, как предлагаемая модель способствует решению проблем, возникающих при формировании Большой школы (образовательного комплекса), обеспечении её нормальной работы и дальнейшего развития.

Работа Управляющего совета обеспечивает решение насущных возникающих вопросов на всех ступенях образовательного комплекса,  разбор конфликтных ситуаций, оперативное вмешательство в случае индивидуально поданных жалоб. Также прозрачность в распределении финасовых поощрений. Наблюдательная функция с последующим анализом и рекомендациями участникам образовательного процесса. Отслеживание соблюдения законодательства участниками  образовательных учреждений, просветительская функция. Генерирование предложений на всех этапах работы комплекса, участие в разработке нормативно-правовых документов комплекса. Также управляющий совет согласует платные образовательные услуги и  размеры скидок для льготных категорий родителей (многодетные, малообеспеченные, родители детей-инвалидов — согласно законам) и размеры скидок, которые предоставляет сам комплекс (т.е. эти скидки — на усмотрение комплекса), следит за прозрачностью и законодательной исполнительностью в вопросах платных услуг. Управляющий совет обращается в органы государственной власти  для лоббирования интересов образовательного комплекса. Управляющий совет утверждает/согласует стратегию и программу развития образовательного комплекса.

Детальный функционал предполагается к прописанию в Положении об УС и других Положениях структурных единиц ГОУ.

Справочно: сейчас в составе нашего комплекса 3 учреждения дополнительного образования детей (одно — головное), 2 школы, 2 садика (три здания), 1 колледж.

2. Перечислите, из каких структурных единиц складывается предлагаемая модель государственно-общественного управления (ГОУ) школы.

Управляющий совет всего комплекса:

Малые УС (имеются ввиду существующие до вхождения в комплекс управляющие советы каждого ОУ):  в каждом образовательном учреждении по вопросам именно этих учреждений,

общие комитеты — по среднему образованию, по дошкольному образованию, по дополнительному образованию, по профессиональному образованию-колледж (решающие общие вопросы, предусматривающие участие родителей и детей в их решении); по взаимодействию с вузами (в их составе возможны рабочие группы по основным направлениям деятельности образовательных учреждений, включая работу профильных классов); по особым условиям образования (инклюзивное обучение, экстернат, индивидуальное, семейное и др. возможные)

конфликтная комиссия общая (либо как более узкий вариант: комиссия по воспитательным вопросам) — собирается в каждом случае отдельно, психолог в составе обязателен — может быть кооптирован на постоянной основе или может привлекаться разово.

рабочие группы по актуальным вопросам (платные услуги, проведение мероприятий, финансовые поощрения (с учетом мнений родителей, т.е. так называемое «голосование ногами», результативность учеников, общая обстановка в среде у педагога и пр. — факторы результативности педагога должны быть прописаны в метод. инструкциях и быть общими для всех образовательных учреждений), внесения изменений в нормативно-правовые документы и разработка таких документов и пр.)

Другие структурные единицы:

Педагогический совет

Родительский комитет

Попечительский совет

Детское общественное движение

3. Опишите, как в предлагаемой модели учитываются интересы участников образовательного процесса:
— по ступеням и уровням образования;
— по особым условиям/программам обучения;
— по различным направлениям деятельности и развития школы;
— по филиалам и иным структурным подразделениям образовательного комплекса.

По ступеням и уровням образования — представители разных ступеней и уровней участвуют в работе как члены упр. совета и в составе отдельных комитетов и рабочих групп.

По особым условиям и программам обучения —  интересы этой группы обеспечиваются специальным представителем в УС либо специальным комитетом по этим вопросам. Тут имеется ввиду: инклюзивное обучение, семейное обучение, индивидуальное обучение, экстернат и пр.

Различные направления деятельности  и развития  структурных подразделений и филиалов обеспечиваются малыми УС образовательных учреждений (бывш. УС этих учреждений), а также собранными комиссиями и рабочими группами по различным вопросам.

Либо,   как ВОЗМОЖНЫЙ, НО НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ - в случае малой численности структурных подразделений (менее 150 детей), представители этих направлений и подразделений входят в Большой УС (не образуя собственных малых УС) и их интересы представляются рабочими группами по их индивидуальным вопросам, а также они участвуют в работе Большого  УС.     КОНЕЧНО, ОУ с малой численностью имеют такое же право организовать собственный малый УС, как и остальные ОУ,  если ими будет принято именно такое решение собственной организации.

4. Перечислите способы формирования каждой из структурных единиц ГОУ.

Управляющий совет - выборы, назначение, кооптирование, по должности (представители малых УС структурных подразделений входят в совет путем выборов в своих малых УС).

малые УС структурных подразделений — выборы (включая все ступени и уровни образования, и самовыдвижение), кооптирование, по должности (необязательно).

Общие комитеты - по заявленным направлениям деятельности, путем выборов из числа  членов комитетов ступеней образовательных учреждений и членов общего упр. совета, утверждаются управляющим советом, кооптированные члены.

Комитет по особым условиям обучения - все желающие участвовать в его работе родители детей, обучающихся на особых условиях

Конфликтная комиссия  общая - выбирается на постоянной основе из числа членов упр. совета. Конфликтные комиссии (комиссии по  воспитательным вопросам) в образовательных организациях действуют на базе малых УС в этих ОУ.

Рабочие группы - по кажому вопросу назначаются управляющим советом, исходя из возможностей и компетенции членов упр. совета

Другие структурные единицы ГОУ:

Педагогический совет - из числа педагогических работников, согласно Положению о Педагогическом совете, в каждом структурном ОУ есть также свой Педсовет.

Попечительский совет - привлеченные общественные деятели, ученые, выпускники, представители бизнеса, гос. органов и пр. заинтересованные лица.

Родительский комитет - заинтересованные родители, участие согласно Положению о Родительском комитете. В каждом ОУ есть также свой родительский комитет.

Детское общественное движение - все желающие дети.

5. Опишите, как формируется состав каждой из структурных единиц ГОУ:
— как обеспечивается представительство от различных категорий;
— какие предусмотрены квоты от ступеней, классов, групп;
— какие планируются механизмы включения (выборы, назначение, кооптация).

УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ

Руководитель ОУ входит в УС по должности, представитель учредителя  -по назначению.

От каждой территории школ: не менее одного родителя каждой ступени образования (младшая школа, средняя школа, старшая школа, особые условия обучения) + работник ОУ (сотрудник, педагог)+ один представитель 10-11 классов (либо младше, решается индивидуально)

От колледжа — студенты 1 человек + работник ОУ 1 человек+ родители 1 человек

От  каждой дошкольной территории- не менее одного родителя+один работник/педагог

От каждого учреждения дополнительного образования, кроме головного — не менее одного родителя+один работник/педагог

От головного учреждения дополнительного образования - не менее трех родителей+ работники/педагоги (количество решается индивидуально в зависимости от масштаба учреждения доп.образования и в соответствии с процентными требованиями к составу УС согласно Закона об образовании)

РОДИТЕЛЕЙ всего не менее 1/3 и не более 1/2 от общего числа членов Упр. совета

РАБОТНИКОВ ОУ — не менее 1/4 от общего числа членов УС (при этом 2/3 из них педагоги)

Могут быть кооптированные члены и несколько (1-2) представителей общественности. Это  могут быть в том числе уполномоченный по правам ребенка, специалист по инклюзии, ответственный за профилактику нарушений и негативных проявлений среди молодежи — их участие определяется каждым комплексом индивидуально.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧЛЕНОВ УС должно быть нечетным для возможности принятия коллективного решения по рассматриваемому вопросу большинством голосов. Думаю, оптимально иметь не более 35 членов Большого УС, по опыту такое количество вполне работающее. Но тут каждый комплекс определяет количество членов индивидуально,  в зависимости от своих уникальных факторов.

ЕСЛИ КОМПЛЕКС состоит из 15-20 учреждений образования, то сбор Большого УС возможен так: по одному представителю от каждого малого УС (собственного комитета ОУ), который приходит на Большой УС с уже принятым решением своего малого УС по общей обсуждаемой проблеме (при этом проблема озвучивается заранее и является глобальной  в жизни комплекса) — протокол с решением в данном случае основной документ, на основании которого этот единственный представитель может голосовать по проблеме в Большом УС (т.е. он просто выражает мнение своего УС).

Другие структурные единицы ГОУ:

Родительский комитет — квоты согласно Положению о Род. комитете + участие всех заинтересованных родителей

Педагогический совет — участие всех педагогов

Попечительский совет — приглашенные лица, по согласованию с трудовыми коллективом и пед.советом.

Детское общественное движение — самовыдвижение. При этом старшие ступени образования участвуют уже в Упр. совете. Тут имеются ввиду дети ступеней ниже старшей.

6. Перечислите основные принципы представительства различных категорий участников образовательного процесса в управляющем совете (УС).

Руководитель учреждения — один, как юридически ответственное лицо за все проиходящее в комплексе.

Представитель учредителя- один

Представитель от общественности — один или два ( например, выпускник, ученый, принимающий активное участие в работе на постоянной основе)

Сотрудники — по 1 человеку от каждой территории (возможно, председатели профкомов, если учреждение примет решение об именно их вхождении)

Педагоги  - по 1 человеку от каждой образовательной ступени каждой территории (дошкольная, младшая, средняя, старшая, дополнительное, профессиональное)

Родители  - по 1 человеку от каждой образовательной  территории в составе комплекса с количеством детей менее 300 человек, по 2 человека от каждой образовательной территории в составе комплекса с количеством детей  от 300 до 600 человек, далее по одному человеку родителю на каждую одну тысячу обучающихся детей.. При этом филиалы считаются как отдельные структурные единицы, и количество представителей от них идет в зависимости от количества обучающихся детей по  тем же принципам, что и от других структурных единиц.

ДЕТИ — по 1 человеку от каждой образовательной  территории в составе комплекса с количеством детей менее 300 человек, по 2 человека от каждой образовательной территории в составе комплекса с количеством детей  от 300 до 600 человек, далее по одному ребенку на каждую одну тысячу обучающихся детей.. При этом филиалы считаются как отдельные структурные единицы, и количество представителей от них идет в зависимости от количества обучающихся детей по  тем же принципам, что и от других структурных единиц.

Родители детей с особыми условиями обучения — из состава общей комиссии по особым условиям обучения, квота может варьироваться в зависимости от разнообразия особых условий обучения. Количество таких родителей суммируется с другими родителями и соответствует нормам по количеству в Законе об образовании.

ИТОГО: полноценные собственные малые УС (на базе бывших упр. советов) формируются и существуют в каждом структурном образовательном учреждении согласно Закону об образовании и локальных актов учреждения, их состав утверждается общим управляющим советом комплекса, выборы в них проходят при наблюдении управляющего совета комплекса. Из их состава делегируются представители в Большой УС.

Управляющий совет состоит из вышеуказанных членов, и в процентном соотношении соответствует Закону об образовании. При невозможности выдержать процентное соотношение в целых цифрах — увеличение членов одной из категорий рассматривается в приоритете совокупности составляющих (образование, опыт, желание работать в УС, «доброжелательный критик», независимость, объективность и пр.- важность критерия определяется в зависимости от задач образовательного комплекса).

7. Опишите, как проводятся процедуры выборов, назначения, кооптации по категориям участников образовательного процесса, ступеням и уровням образования, территориям и т.д. при формировании управляющего совета (УС).

Первая ступень выборов -  собственные выборы в структурных образовательных учреждениях их собственных малых УС, и делегирование из членов этих малых УС представителей в общий управляющий совет.

Вторая ступень выборов - общая конференция комплекса с краткими презентациями/предвыборными программамиделегированных членов и утверждение состава Управляющего совета. Возможно опубликование презентаций предварительно, на сайте ОУ, для общего ознакомления, и голосование по ним также на сайте ОУ.

Третья ступень выборов - выборы председателя Управляющего совета и секретаря упр. совета

Кооптация - представители общественности и другие лица, необходимые и желательные в работе Упр.совета представляются на общей конференции и утвержаются в состав Управляющего совета при наборе не менее 51 % голосов за их кандидатуру.

Вхождение по должности - в состав управляющего совета входит директор всего комплекса по должности, а директора структурных подразделений могут, но не обязаны в ходить в составы малых упр. советов ОУ.

Назначение - назначение представителя учредителя

8. Опишите, как распределяются функции и полномочия между выделенными структурными единицами в ГОУ.

Управляющий совет - все полномочия полностью

Малые упр. советы (комитеты) в ОУ — все их решения утверждаются в обязательном порядке управляющим советом, без утверждения не действительны. Возможна передача малым УС определенных полномочий по кругу вопросов, которые не затрагивают глобальное существование всего комплекса; решение о передаче полномочий закрепляется протоколом Большого УС и предусматривается как возможное — в Положении об УС.

Рабочие группы - подготовка проектов к обсуждению и утверждению управляющим советом

Общие комитеты по направлениям - подготовка проектов для обсуждения и утверждения управляющим советом.

Другие структурные единицы ГОУ:

Педагогический совет — решение вопросов содержательной деятельности образовательного комплекса (методики, программы и пр)

Попечительский совет — решение вопросов привлечения дополнительного финансирования и организации открытого освещения деятельности комплекса ( что-то типа рекламы на уровне интеллигентного упоминания в своей среде)

Родительский комитет — решение вопросов, связанных с обращениями родителей (не только жалобы), содействие работе комплекса во всех вопросах при необходимости и по возможности.

Детское общественное движение — предложения для других структурных единиц, любые инициативы.


Результат голосования на проекте «Совет школы»:

modeli-upravlyaushego-soveta